Всё вышесказанное свидетельствует, что мы ещё далеко не все тайны этой истории открыли. Существует нечто скрытое, недоступное знание, возможно даже недоступное простому пониманию. Несомненно, корни roguelike ведут в древние культуры, доисторическую эпоху, неолит, мезолит и даже палеолит, в самые древние мистические традиции и магические практики, жестокие кровавые ритуалы, безумные оргии и пугающие шаманские практики. На картинке представлена официальная часть истории roguelikes - основная версия признанного генеалогического дерева.
Рис.40. Генеалогическое дерево roguelike и связи с первыми ролевыми играми:
- history_40_official_tree.JPG (34.22 КБ) 12809 просмотров
Таким образом, жанр roguelike можно описать как приключение, и берет начало он от самых древних историй и мифов человечества, в которых соединились магия, мистика, религиозный экстаз и откровения, в сочетании с эпическими сражениями, казнями, разграблениями, насилием, каннибализмом и жуткими ритуалами. Древние племена и народы были лишены смирительной рубашки морали и нравственности. Археологические находки свидетельствуют, что ритуальные убийства и жесткие пытки были распространённой практикой по всей Америке, в Африке, в Европе, в Азии, и на островах, а в ряде регионов эти древние ритуалы сохранились до сих пор. Вначале активное мифотворчество, суровые приключения у северных народов, увлекательные чувственные сказания народов юга и наркотические видения шаманов, а позже - магические учения и открытия мудрецов древнего Востока, эзотерические науки пытливых европейцев, разнообразные еретические секты со своими историями - все это становится материалом для roguelike.
Рис.41.Обложка альбома Pentagram - The Malefice, автор Santiago Caruso:
- history_41_madness.jpg (189.35 КБ) 12809 просмотров
Чтобы почувствовать силу и глубину эпичности приключений можно с чувством и выразительно прочитать начальные тексты Nethack. Обычно предысторию пропускают, а ведь в ней содержится микс из мифов и вечной темы приключений. Эти тексты наполнены космическим ужасом и отчаянием. -- С недавних пор Вы чувствуете себя опустошенным, и Ваши повседневные дела перешли на задний план. Вам уже который месяц снятся странные сны о поисках, кражах, походах и битвах, но Вы не в силах объяснить причину этого. Вы задумываетесь, а не могло ли получиться так, что эти сны снились Вам всю жизнь, просто Вы каким-то образом всегда забывали о них? Иногда Вы неожиданно просыпаетесь в крике посреди ночи, ужасаясь увиденным странным и могущественным созданиям, которые, похоже, скрываются за каждым углом в подземельях Ваших снов. Могло ли быть реальным то, что приходило Вам во снах? С каждой ночью все сильнее становится Ваше желание войти в пещеры. Но утром Вы выбрасываете эту идею из головы – Вы знаете много историй о тех, кто вошел в пещеры и не вернулся. Но вот Вы больше не в силах бороться с желанием найти это загадочное место. В конце концов, когда путники возвращались из пещер, они выглядели куда лучше, чем когда спускались туда. И кто сказал, что те, кто не вернулся, все еще не продолжают идти? Да и по слухам, если в пещерах найти Амулет Йендора, то можно сказочно разбогатеть! Одна из легенд даже утверждает, что того, кто найдет Амулет, Боги наградят бессмертием. По слухам, Амулет находится где-то под Долиной Геенны, глубоко внутри Грозных Лабиринтов. Услышав эти легенды, Вы немедленно решаете, что это весьма убедительные причины для спуска в пещеры и поиска Амулета. Вы решаете, что даже если слухи о силах Амулета окажутся всего лишь слухами, то, по крайней мере, будет о чем рассказать менестрелям, да еще и денег с них получить. Особенно если по пути Вы повстречаете каких-нибудь жутких магических тварей из своих снов. Последнюю ночь Вы провели в местном кабаке, собираясь с силами, и все больше поддаваясь унынию, думая о том, что ваши шансы на то, что плакат о вашем успехе повесят на стенах кабака, становятся всё ниже и ниже. С утра Вы встали, собрали пожитки и направились к пещерам. После нескольких дней скучного путешествия Вы увидели древние руины - вход в Грозные Лабиринты. Но уже смеркалось, Вы разбили лагерь у входа и проспали всю ночь под открытым небом. Утром Вы собрали свои вещи, съели, возможно, последний в своей жизни завтрак и спустились в пещеры…
Рис.42. Спуск в Подземелья Отчаяния:
- history_42_nethack_intro.png (95.42 КБ) 12809 просмотров
Вселенная была новой и мир только недавно возник из небытия. Мардук Создатель завершил сотворение Земли и Неба, Ада и Рая, и всех Плоскостей Бытия. Как раз вовремя, ибо другим богам нужно было место чтобы править. Закончив работу, Мардук собрался навеки соединить судьбу своего Творения с Амулетом Йендора — самым могущественным из божественных созданий, артефактом такой силы, что никто из богов не имел власти даже сдвинуть Амулет с места. Но ещё до того, как чудо было завершено, Молох, божество всего, что называется Злом, украл амулет. И сокрыв его в своем святилище, глубоко в недрах Геенома, завершил ритуал, заточив Амулет таким образом. Сам Молох также лишился возможности использовать Амулет, потому он отдал его своим первосвященникам для изучения. Получив силы, заточенные в Амулете, Молох намеревался сотворить великую империю, дабы свергнуть старших богов и самому занять Вселенский престол. В тщетных попытках вернуть Амулет, Мардук просил о помощи других богов, предлагая возвышение над равными тому, кто сумеет возвратить бесценное сокровище. Боги же, в свою очередь, нанимали смертных героев, которые направлялись на поиски, но всё было бесполезно: Святилище Молоха было погребено на глубине тысяч футов под слоями почвы и камня, недоступное даже для самых крепких дварфов. Проходили столетия, цивилизации росли и приходили в упадок, континенты меняли своё расположение, империи, чьих имен не помнит никто из людей, создавались и разрушались. Всё это время поколение за поколением, первосвященники Молоха пытались открыть тайны Амулета, не желавшего раскрывать свои тайны. Был ли он действительно устройством, с помощью которого Мардук создал всё существующее, либо это была просто шутка космического масштаба? Кто знает. Тем не менее, творилось нечто странное. В земных недрах происходило множество отдельных изменений: от древних катакомб до свежевырытых шахт, от чудовищных извержений вулканов до небольших пещерных обвалов. И все эти изменения, независимо от своей природы, по какому-то безумному стечению обстоятельств, оказались соединены. Где-то дварфы вырезали ступени в камне, где-то гоблины поставили свои шаткие лесенки, и всё это сочетание пустот в земле оказалось соединено магическим образом, образуя кривую линию, уходящую вглубь земли, к Амулету. Никто из богов не взял на себя ответственность за случившееся, хотя радость от этого события сложно было утаить. В желании заполучить награду в виде лучшего места на небесах, боги с новым рвением начали отправлять смертных на поиски, обещая любому герою, добывшему Амулет, награду в виде бессмертия. Тысячи отправились в подземелье, соблазненные щедрым предложением богов, лишь для того чтобы погибнуть печальным, отвратительным, а иногда даже смешным способом. Те же, кто сумел выбраться наружу, зачастую с бесценными сокровищами, а иногда и без них, дали этому месту имя: Подземелья Обреченности. Слава о смертельных опасностях, таящихся в Подземельях, не могла остановить поток отчаянных искателей приключений, легенды о невероятной силе Амулета росли и росли, а входы в Подземелья не знали покоя. И вот, история подходит к нашему герою. Вы — отважный искатель (или искательница) приключений, отправляетесь в прославленные Подземелья впервые в своей жизни. Выберетесь наружу, нагруженные сокровищами, станете лишь очередной точкой в истории бесславно погибших приключенцев, а может просто позорно сбежите наружу? Или даже сумеете добыть Амулет для своего бога и получить бессмертие взамен? Только судьба и ваши собственные решения имеют какое-либо значение. Нервничая, вы спускаетесь сквозь небезызвестный люк и начинаете свой путь по винтовой лестнице. Вниз, во тьму Подземелий…
Рис.43. В поисках Йендорского Амулета:
- history_43_nethack_myth.jpg (67.45 КБ) 12809 просмотров